История

DSC02720«Лечу в самолете. Из заграницы. Домой, в Украину. А из головы не идет общение с той девушкой. Почти обездвиженная, в инвалидном кресле… Но глаза! Энергия! Активность! Работает, общается по интернету со всем миром, имеет кучу планов и наверняка их реализует!… Почему же в моей стране иметь нарушения развития – это почти наверняка быть в стороне от активной жизни, быть беспомощным и вызывающим жалось?… Несправедливо!…» (из размышлений 15-тилетней давности)…

 Это острое чувство несправедливости 15 лет назад объединило харьковских психологов, врачей, дефектологов и реабилитологов для того, чтобы сделать что-то, что поможет людям с трудностями в развитии быть более уважаемыми, самостоятельными, активными и, конечно, понимаемыми и любимыми.

 БФ «Институт раннего вмешательства» для детей с нарушениями развития и детей-инвалидов — негосударственная неприбыльная организация, которая была создана в декабре 1999 года.

 Вот что мы хотели сделать:

 - оказывать помощь детям и семьям в соответствии с международными стандартами теории и практики раннего вмешательства;

- создать в г.Харькове и Харьковской области сети раннего вмешательства как системы услуг, территориально приближенных к семьям, имеющим детей группы риска и детей-инвалидов от 0 до 3 лет;

- поддержать инициативы родителей в деле защиты прав своих детей;

- менять общественное сознание в сторону толерантности и уважения к каждой личности;

- создать условия для развития потенциальных возможностей детей с особыми потребностями и их семей и помогать в их адаптации в обществе;

 Вот как мы думали:

 Каждая семья вместе со своим ребенком имеет право на нормальную жизнь: работать, учиться, ходить в магазины, приглашать друзей, посещать кино и делать все, что является обычным для общества, в котором живет эта семья. Этот принцип «нормализации» и в наше время остается чрезвычайно важным: ведь семьи, воспитывающие детей с нарушениями, часто оказываются в изоляции из-за негативного общественного мнения, стигм и страхов окружающих.

Ребенок с нарушениями развития часто имеет двигательные или умственные ограничения, препятствующие тому, чтобы он вел тот образ жизни, который принят в обществе, то есть эту самую нормальную жизнь.

 Вот простой пример: человек, который хочет напиться воды, может протянуть руку, взять чашку, поднести ее ко рту и сделать глоток воды. Ребенок, который имеет  ограниченные двигательные возможности (связанные, например, с нарушениями ЦНС), не может этого сделать: его нарушение не позволяет ему сделать точные направленные движения. Или другой пример: ребенок с нарушением умственного развития оказывается в непреодолимом затруднении перед задачей зашнуровать ботинок.

 Как правило, родители ребенка берут на себя выполнение большинства сложных для него действий: кормят, одевают, умывают и т.д. Однако в таких случаях ребенок рискует лишиться возможности самостоятельно участвовать в собственной жизни, стать «беспомощным инвалидом».

 Мы выбрали для себя раннее вмешательство, потому что

 Раннее вмешательство борется с такой инвалидностью! Качество жизни человека и  возможности его функционирования в обществе должны как можно меньше зависеть от наличия у него нарушений развития!

 В программах раннего вмешательства уделяется внимание не только реабилитации, тренингу и обучению, но и тому, как ребенок сможет использовать приобретенные умения и навыки в повседневной домашней и социальной жизни. 

 Ребенок не может сам пить из чашки? Нужно не просто научить его глотать, но и найти столик для стабильного положения ребенка с плоскостью, на которой может устойчиво лежать его рука, выбрать удобный для захвата и наклона ко рту стакан, замотивировать ребенка на самостоятельные действия для утоления жажды! А родителям ребенка, который не может в данный момент освоить завязывание шнурков, может быть, пока развивается тонкая моторика ребенка, лучше использовать обувь с «липучками», чтобы ребенок мог самостоятельно собираться на прогулку.

Кто-то скажет: какие мелочи – стакан с водой! Шнурки! Но ведь именно из мелочей складывается наша жизнь. Именно мелочи делают ее насыщенной и счастливой! Ценность самостоятельности, самоуважения и самореализации чрезвычайно высока для каждого человека, и это является самым важным для реабилитационных и развивающих программ раннего вмешательства.

 Наши цели не изменились и сейчас, только опыта и партнеров стало больше. Это и UNICEF, и международные фонды, работающие в области охраны здоровья, Департамент здравоохранения и соц.вопросов Харьковского горсовета, и многие организации г.Харькова и других городов Украины, работающие в сфере здравоохранения, реабилитации, социальной защиты.

 В 2000 году на базе БФ «Институт раннего вмешательства» открылся первый в Харькове Центр Раннего Вмешательства. А в настоящее время Центров раннего вмешательства в Харькове стало больше – в последние годы открыты Центры в городских поликлиниках №2 и №23.

 Все три Центра работают как сеть. И во всех Центрах получают профессиональную помощь семьи, которые воспитывают детей раннего возраста с такими медицинскими диагнозами, как аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, задержка психоречевого и психомоторного развития, различные генетические нарушения, психоэмоциональные расстройства и ранние нарушения детско-родительских отношений и др.